Покупка и транспортировка рыб. Выбор магазина.

Зоомагазин - то место, где вы можете обзавестись не только рыбками, но и аквариумным оборудованием, декоративными элементами, тематической литературой, а также множеством других полезных дополнений. К сожалению, из некоторых магазинов вы можете принести в ваш аквариум еще и инфекционные заболевания рыб. Необходимость приобретения лекарственных препаратов для рыбок - не самый лучший повод вернуться к продавцам, как считаете?

К счастью, существует множество хороших магазинов и добросовестных продавцов. Постараемся рассказать, как найти именно такие и уберчься от халтурщиков.

Магазины чаще всего специализируются на определнной группе товаров. В одних предлагают большой выбор рыбок, в других - отличный ассортимент оборудования. В третьих можно найти и то, и другое, но выбор не балует разнообразием.
Возможно, вам сказочно повезло, и рядом с вашим домом находится префессиональный аквамагазин, и именно тот, который вам советовали опытные аквариумисты вашего города. Но большинству любителей приходится искать подходящие точки продажи самостоятельно, методом проб, ошибок, уделяя этому процессу большое количество времени. А иногда - и неся значительные материальные затраты.
Затраты времени окупаются. Чем больше магазинов вы посетите - тем больше шансов найти редкие виды рыб и растений. К тому же, вы приобретаете бесценный опыт, получаете возможность сравнивать магазины между собой, знакомитесь с ассортиментом товаров в вашем регионе.

Для того же, чтобы сократить материальные затраты, в магазине обращайте внимание на следующие нюансы:

* Чистота самого помещения и особенно - чистота аквариумов. В них ни в коем случае не должно быть скоплений детрита (продукта распада тканей). Тем более не должно быть мертвых или умирающих рыбок. Растения не должны перекрывать переднее стекло до такой степени, чтобы обитателей сложно было рассмотреть. Хотя заросли водорослей на других стенках аквариума вполне допустимы.

* Здоровье рыбок. Присмотритесь к их поведению и внешнему виду - нет ли явных признаков заболеваний. Не стоит дотошно рассматривать каждую из сотен - разве что вы собирались приобрести именно этот экземпляр. Достаточно беглого осмотра. На аквариуме, где рыбы явно больны, по идее обязательно должна висеть табличка "Не для продажи". Ради эксперимента можете попробовать купить рыбку из этого рассадника инфекции. Если согласятся продать - молча разворачивайтесь и уходите. Вряд ли к остальным товарам здесь относятся более ответственно.

* Оформление аквариумов. В некоторых магазинах предпочитают вообще не оборудовать аквариумы - так легче вылавливать рыб. Однако самим рыбам от такого подхода отнюдь не легче. Пустые аквариумы угнетают психику рыб, особенно в тех случаях, когда аквариумы расположены в несколько ярусов. Свет из нижнего аквариума просвечивает сквозь дно верхнего, и рыбы постоянно подвержены яркому освещению практически со всех сторон.
Бессмысленно требовать от магазинных аквариумов полного оформления. Растения действительно мешают вылавливать рыбок, да и страдают от этих постоянных "вторжений". Но вполне приемлемым решением являются те магазины, где в аквариумах предусмотрены укрытия для рыб (коряги, пещеры, растения, пусть даже и пластиковые и т.д.)

* Доступность информации. На аквариумах должны быть предусмотрены таблички-ценники, где указано, какие именно рыбы в них содержатся и какова их стоимость. Общеупотребительные названия рыб допустимы в тех случаях, когда это действительно простая и очень популярная рыбка. Во всех остальных случаях должно быть указано научное название. Естественно, написанное без ошибок и соответствующее именно этому виду. В идеале стоило бы приводить и общее, и научное наименование.
Если подписей на аквариумах нет, или они полустерты, или же явно не соответствуют тем, кто в них плавает - стоит опять же задуматься, а не поискать ли других продавцов.
Тот же принцип действует для аквариумов с загадочными надписями а-ля "Разные тетры" или "Разные цихлидовые".
Некоторые магазины, кроме названия и цены рыб, указывают также общие сведения об их размерах, продолжительности жизни, оптимальных условиях для содержания и даже об уровне сложности содержания (подходят для новичков, для опытных аквариумистов, для професионального разведения). Такие магазины хоть и редкость - зато уж точно принадлежат к высшему разряду.

* Отношение персонала к покупателям, квалификация. Охотно ли персонал консультирует вас, отвечает на тематические вопросы? Соответствует ли выдаваемая информация действительности? Если вы опытный аквариумист, вам не составит труда сформулировать несколько проверочных вопросов. Если же вы начинающий - стоит заранее немного подготовиться и составить вопросы на основании уже прочитанной авторитетной литературы. Понаблюдайте за обслуживанием других покупателей. Обратите внимание, как продавцы вылавливают рыбок - долго и упорно загоняют в угол? или эффективно и точно отлавливают нужную? Также присмотритесь, правильно ли упаковывают рыб для перевозки.

* Карантин. На некоторых аквариумах может стоять соответствующая метка или, как сказано выше, метка "не для продажи". Это говорит о том, что в магазине рыб, недавно поступивших от поставщиков, временно помещают в отсадник. Необходимая мера для выявления заболеваний. Некоторые магазины даже заводят спецаильные карантинные аквариумы вне торогового зала, хотя не всегда это позволяют размеры помещения.
Допустим, карантинного аквариума вы не обнаружили. Поинтересуйтесь, как решается вопрос в данном конкретном магазине. Если выяснится, что рыб вообще не подвергают карантину или же прямо при вам новоприбывших питомцев выпускают в общий аквариум для продажи - это свидетельство небрежного отношения к покупателям.
То же правило работает и для магазинов, где для отлова рыб из разных аквариумов используют один и тот же сачок (за исключением случаев, когда сачок предварительно смачивают дезинфецирующим средством и промывают чистой водой). В магазинах с высокими стандартами обслуживания рядом с каждым аквариумом находится отдельный сачок.

* Справочная литература. В хороших магазинах всегда есть достаточно большой выбор книг и специальной периодики, а тем более справочников. Это позволяет и сами продавцам повышать уровень знаний "без отрыва отпроизводства", и оказать грамотную консультацию любопытным или неопытным покупателям. Само собой, даже специалист высшей категории не в состоянии знать и помнить все о тысячах видах рыб. Но литература однозначно свидетельствует в пользу магазина.

Некоторые вопросы из тех, которые можно задать в магазине для проверки добросовестности подхода к обсуживанию

* Спросите, какими будут размеры рыбы во взрослом состоянии и подойдет ли она для содержания в масштабах вашего аквариума (если вы заведомо знаете, что рыба слишком велика для содержания в ваших, к примеру, 80 литрах). Допустим, астронотус Astronotus ocellatus достагает длины 30см, а барбус Шваненфельда Barbus schwanenfeldi вырастает и до 40см.

* Узнайте, можно ли содержать рыбу в общем аквариуме (вы точно знаете, что этого делать не стоит). В качестве примера сойдет тот же астронотус - рыба агрессивная, рушит и есть все, что видит, особенно более мелких "сокамерников".

* Контрольный простой вопрос. Если вы закупите все необходимое оборудование здесь и сейчас, когда в аквариум можно будет запустить рыбок. Правильный ответ известен даже начинающему из начинающих - после запуска аквариума "с нуля" до заселения в него рыб должно пройти по крайней мере 1-2 недели.

Корректные ответы даже на столь примитивные вопросы - уже очень хороший показатель. Он говорит о том, что продавцы не гонятся за сиюминутной выгодой, а настроены на долговременное сотрудничество. Они постараются дать вам грамотные консультации и подобрать оптимальное решение в расчете на то, что вы не раз вернетесь. Хороший продавец, увлеченный своим делом, может стать не только наставником, но и приятелем, а то и другом. При доброжелательном отношении с обеих сторон вы сможете заказать особо редкую рыбку, пристроить в магазин вывевшийся молодняк, достать срочно понадобившееся оборудование в нерабочие часы магазина и получить кучу мелких дополнительных "бонусов" - исключительно по-приятельски.

Покупка рыб у других аквариумистов может показаться занятной возможностью. Как правило, таких рыбок продают дешевле, если не раздают вовсе бесплатно. Но идти на такой шаг стоит только в том случае, если вы совершенно уверены в квалификации аквариумиста и видели его аквариумы. К тому же стоит помнить, что рыбы из одного выводка (если вы приобретаете сразу достаточно большое количество) малопригодны для разведения, так как приходятся друг другу "близкими родственниками".

Отлично, вы наконец-то выбрали и купили желанную рыбку. На очереди следующий, не менее важный вопрос - транспортировка до родного аквариума. Весь процесс - отлов, помещение во временную емкость и перевозка - являются сильной стрессовой ситуацией для рыб, и может даже привести их гибели. Стоит приложить все возможные усилия, чтобы этого избежать.

В зоомагазинах рыб чаще всего помещают в пластиковый пакет, а затем в бумажный непрозрачный или же в сумку. Яркий свет и мельтешение вокруг - дополнительный стресс. Для рыбок размером более 7см желательно использовать отдельные пакеты. Но пакет, даже плотный - тара ненадежная, его легко порвать, он может не выдержать резких перепадов температуры летом и зимой.
Интересным и простым выходом является использование, как ни странно, термоса. Он сохранит температуру воды и защитит рыбок от лишнего движения и освещения.
После доставки рыбок нужно урегулировать температуру воды из перености с температурой вашего аквариума. Для этого поместите запакованный платиковый пакет с рыбками (из термоса - выгрузите ваш ценный груз обратно в пакет - уже можно!) в аквариум. Через некоторое время пакет можно открыть - процесс закончен, ваши рыбки дома. Первые сутки кормить их не стоит, пусть отходят от стрессовой ситуации и привыкают к новой.